Девяткин Денис Владимирович
Девяткин Денис Владимирович
spacer
Мой земляк – Павел Фитин
spacer
Герои Урала – Герои России
spacer
konservatizm.info
spacer
Теория оппозиции
spacer
Строим ХрамПравославные традиции
spacer
Строим Храм
spacer
Western Mass Media about Russia and World
spacer
УРАЛ. Картина маслом
spacer
программа «Ермак»программа «Ермак»
spacer
spacer
spacer
spacer
spacer
spacer
70 лет Нашей Победе...
spacer
Трудовые династии
spacer
spacer
spacer
spacer
Челябинская областная шахматная федерация
spacer
• Шахматные Федерации
spacer
Южный Урал – гордость РоссииЮжный Урал – гордость России
spacer
Челябинская федерация рукопашного боя
spacer
Молодежная палата г. Челябинска при Челябинской городской Думе
spacer
Челябинск – космический
spacer
Наша Олимпиада
spacer
Возродим традиции ГТО
spacer
spacer
Яндекс.Погода
spacer
Яндекс.Метрика
spacer
Рейтинг@Mail.ru
spacer

spacer
spacer
RSS
spacer
Девяткин Денис Владимирович
Девяткин Денис Владимирович
ДЕВЯТКИН
Денис Владимирович
депутат Челябинской городской Думы,
председатель правления
Военно-спортивного фонда - Урал
Главная«Депутатский Вестник»ГалереяВидеоtwitter.com Я на twitter.comКарта сайта
Сделать стартовой Написать письмо Поиск по сайту
Девяткин Денис Владимирович
spacer
11.04.2016, А. Магнитова Политические комментарии Печать
ПОГРАНИЧНЫЙ КОНФЛИКТ УЗБЕКИСТАНА И КИРГИЗИИ ДОЛЖЕН РАЗРЕШИТЬСЯ ПРИ УЧАСТИИ РОССИИ
Обострившаяся обстановка на киргизско-узбекской границе вынудила вмешаться ОДКБ

Источник: РИСИ
После распада СССР почти четверть всей линии киргизско-узбекской госграницы остается неделимитированной. Это является проблемой не только для двусторонних отношений государств, но и для России, поскольку затрагивает интересы ОДКБ и ЕАЭС, членом которых является Киргизия.
В советский период границы между республиками Узбекистан и Киргизия были административными, общепризнанной линии их прохождения не существовало. После распада СССР процесс пограничного урегулирования осложнили условия горной местности, наличие анклавов и противоречия между соседними странами. В результате к 2016 г. из общей протяженности киргизско-узбекской границы в 1378 км, согласованы 1007 км, а 371 км остаются спорными. Разногласия вызывают в общей сложности 58 участков. Это создает почву для постоянных пограничных конфликтов: ежегодно в результате стычек на границе и при ее пересечении гибнет в среднем до 10-20 человек.
Неурегулированность границ играет на руку организованной преступности и террористическим группировкам. Яркий пример – события в Андижане мая 2005 г., когда Ташкент подавил вооруженный мятеж подпольной религиозной организации Акрамия. По данным узбекских спецслужб, лица, которых в Узбекистане квалифицировали как террористов, переправляли оружие в Андижан через киргизскую границу, а впоследствии воспользовались «окнами» на ней, чтобы сбежать в Киргизию. Бишкек периода «тюльпановой революции» и президентства К. Бакиева, кстати, отказался выдать преступников властям Узбекистана и под давлением западных стран и правозащитных организаций разрешил их выезд в Европу под видом мирных жителей.
В обратном направлении – в Узбекистан – неконтролируемые потоки беженцев хлынули через границу после кровавых событий июня 2010 г. в Ошской и Джалал-Абадской областях Киргизии. По официальным данным Ташкента, спасаясь от межэтнического конфликта в соседней стране в прилегающих районах Узбекистана скрылись около 400 тыс человек.
Из-за пограничных споров страдают местные жители с обеих сторон. 23 сентября 2013 г. в местности Жийде-Арык Кадамжайского района Баткенской области киргизские пограничники ранили гражданку Узбекистана, которая вместе с двумя другими женщинами «проникла вглубь территории Киргизии». 4 января 2013 г. узбекские пограничники застрелили гражданина Киргизии, который, по их версии, незаконно пересёк границу для совершения контрабандной сделки.
Затруднена и хозяйственная деятельность. Многочисленны случаи, когда по разным причинам одна из сторон закрывала пропускные пункты, не уведомив об этом соседа. Камнем преткновения также остаются экономические и инфраструктурные объекты на территории Киргизии, с советских времен находящиеся в пользовании Узбекистана. Их возвращение Ташкент увязывает с решением пограничного вопроса. С 2011 г. Киргизия начала предпринимать попытки вернуть Орто-Токойское водохранилище, каналы Чуст, Сох-Шаймерден, Лаган, насосные станции «Достук», «Маданият», гектары земли в Кадамжайском районе и др. В сентябре 2013 г. предметом спора республик стала гора с неопределенным статусом Унгар-Тоо, на которой размещены антенны киргизских телевизионных и сотовых компаний.
Особо острой проблемой являются анклавы. В Киргизии находятся узбекские анклавы Сох (численность населения около 60 тыс человек) и Шахимардан (более 10 тыс человек), административно относящиеся к Ферганской области Узбекистана. В свою очередь, в РУ расположено киргизское село Барак площадью 4 кв. км с населением несколько сот человек. Так, 6 января 2013 г. жители расположенного в анклаве Сох узбекского села Хушьяр, недовольные работами по установке на их территории киргизскими пограничниками столбов линии электропередачи, напали на соседнее киргизское село Чабрак. В ответ киргизы заблокировали дороги, связывающие анклав с Узбекистаном.
Новым витком конфронтации между республиками стали события 18 марта 2016 г. В этот день Узбекистан выдвинул два БТРа, два грузовика и около 40 военнослужащих в район спорного участка границы в местности Чаласарт Джалал-Абадской области, а также выставил блокпост на участке автодороги Кербен — Ала-Бука и перекрыл для граждан Киргизии пропуск через КПП «Достук-автодорожный» и «Маданият-автодорожный». В Ташкенте заявили, что усиленный наряд выставлен «для обеспечения безопасности в дни праздника Наурыз».
Госпогранслужба Киргизии расценила действия узбекской стороны как грубое нарушение границы. В качестве ответных мер Бишкек потребовал убрать тяжелую технику и военнослужащих со спорного участка, ввел усиление на своих рубежах и прекратил пропуск жителей Узбекистана через КПП «Баймак-автодорожный», «Кенсай-автодорожный» и «Кадамжай-автодорожный».
Президент Киргизии А. Атамбаев объявил ультиматум: в случае, если Узбекистан не выведет свою технику и военнослужащих со спорного участка, Бишкек намерен пересмотреть свое участие в саммите ШОС в Ташкенте. Также глава государства обратился в ОДКБ за помощью в разрешении спора. В его заявлении указывается, что «Узбекистан, нарушив международное право, вторгся на территорию Кыргызстана».
Напряженность в регионе стала расти с каждым часом. Ряд местных СМИ распространил информацию о том, что конфликт перерастает в полномасштабные военные действия.
В ситуацию была вынуждена вмешаться ОДКБ. 25 марта 2016 г. прошло внеочередное заседание Постоянного совета организации в Москве, проведены переговоры глав пограничных ведомств Узбекистана и Киргизии. После этого обе стороны уменьшили количество военных на границе, напряжение стало спадать. 26 марта Узбекистан отвел военную технику и военнослужащих с несогласованного участка. Пограничные подразделения двух стран перешли на штатный режим несения службы.
Однако «худой мир» на границе по-прежнему не прочен. Главная проблема, осложняющая отношения Киргизии и Узбекистана уже 25 лет, не решена. Конфронтацию с каждой стороны «подогревают» местные националисты, радикалы, оппозиция и связанные с ними СМИ, распространяя призывы «дать военный отпор» соседу.
Конфликт напрямую затрагивает и интересы России в регионе.
Во-первых, после присоединения Киргизии к ЕАЭС по границам республики прошли южные рубежи общей таможенной территории. Для борьбы с контрабандой, «серым» импортом и эффективного взимания пошлин здесь должна быть оборудована соответствующая инфраструктура, что проблематично сделать в условиях продолжающегося спора с соседней страной. Сам Узбекистан пока воздерживается от переговоров по вступлению в ЕАЭС.
Во-вторых, напряженные отношения между двумя республиками создают условия для возможных провокаций и, нельзя исключать, потенциально могут перерасти в более крупные вооруженные столкновения. Это грозит втягиванием в конфликт ОДКБ, действующими участниками которой являются Россия и Киргизия. Узбекистан свое членство в организации приостановил в 2012 г.
Учитывая сказанное, Россия имеет серьезные причины выступить посредником в процессе урегулирования киргизско-узбекского спора по границе. Для этого Москва располагает всем необходимым: мотивацией, опытом, возможностями и авторитетом. РФ способна задействовать имеющиеся каналы двустороннего сотрудничества с Ташкентом и Бишкеком, оказать содействие в получении архивной информации, а также инициировать обсуждение вопроса на уровне многосторонних региональных организаций, таких как ШОС.
В целом важно помнить, что пограничная проблема, доставшаяся в наследство от периода распада СССР, является типичной для всей Центральной Азии. Она, скажем, сильно подрывает нормальное сотрудничество еще Киргизии и Таджикистана, на рубежах которых тоже гибнут люди. Без ее разрешения интеграционные экономические проекты России в регионе будут продвигаться медленнее и труднее, а система региональной безопасности будет недостаточно эффективной.
А.С. Магнитова,
эксперт Челябинского регионального-информационно аналитического центра РИСИ

spacer
spacer

spacer
spacer
Девяткин Денис Владимирович
Сайт Президента РФ
spacer
РИСИ
spacer
Совет Безопасности Российской Федерации
spacer
Служба внешней разведки России
spacer
Национальный антитеррористический комитет
spacer
risitv.ru
spacer
Военно-спортивный фонд
spacer
Военно-спортивный фонд - Урал
spacer
Программа «Имя на стене»