13.02.2013, И. Зонг Общественное движение «Перспектива». Наши проекты -> Научно-консервативная школа Печать
Увеличить Увеличить
Когда продюсеры говорят, что они вне политики, потому что вне политики искусство по определению, возникает желание посмеяться в лицо. Это явное желание скрыть свое влияние на политику, чтобы избежать политической ответственности и представления продюсеров и музыкантов как политических фигур.
Но эмоциями делу не поможешь. Нужны аргументы.

Рок трактовался как модное развлечение, далёкое от политики, это просто активный творческий отдых. Это довольно хитрая позиция, которая требует объяснения, несмотря на очевидные вещи: как, например, трактовать песню Леннона из Белого альбома (1968-69 г.) – «Революция», а песню Боба Марли «Африка, объединяйся!» («Africa unite!»? Как простую, ничего не значащую игру слов?
Продюсеры заявляют, что слова в музыке не главное, человек слушает мелодии и ритмы, преимущественно танцует, особо не вникая в текст. Поэтому тексты это просто артикуляционный фон. И приводится в пример популярность, к примеру, «Битлз» в СССР, когда 99.99% слушателей вообще не понимали текстов, даже на уровне «Love me do». Этого и не нужно было! Главное – музыка. Она всего лишь поднимает настроение, развлекает, веселит, «разгружает». Как можно чем-то «загрузить», если человек «разгружается»?
Наркотики тоже можно трактовать как развлечение, поднятие настроения, но, тем не менее, они запрещены. О наркотическом эффекте от музыки давно писаны многие книги, но выводов пока нет.

Если начать с того, что само название «рок» имело явно вызывающий характер, то направленность его будет понятна. Рок, изначально имел значение громкого звука – rock – скала, камень, утёс, но явно тяготел и к другому известному омофонному смыслу, известному из древнегреческой мифологии – злая судьба. Roll – катиться. Формально это было «камни» и «раскат». Фактически связка означала «камень и каталка», а в хитрой интерпретации «Раскаты злой судьбы». С этой трактовкой можно спорить, но она применялась, как и многие другие, интерпретировавшие слово как комбинацию звука и танцевального па – вертеться, крутиться («Греми и крутись!». Это значение твистового па – кручение – окончательно отошло на задний план после выхода на арену группы «Роллинг стоунз» («Rolling stones») – катящиеся камни и одноимённого, самого известного, журнала о роке. А если учесть, что камень, stone, имеет второй вариант – rock, то название может звучать по-другому Rolling rocks – фактически рок-н-ролл: катящиеся камни (глыбы, горы и т.п.), отсюда рок-н-ролл, скорее можно перевести, как камни и накат, или – контекстно – накат камней, в просторечии наезд глыб. А если учесть, что rock все-таки означал не простой камень, а горный, утёс, то есть нависающий над человеком тяжёлый, часто смертельный, если неотвратимо катится с горы, монолит. Это значит, что камень – часть – катился с горы – целого, то есть это катящийся камень с горной глыбы, с горного утёса, – то есть скатывающаяся с горы глыба, наводящая ужас своей поступью. И в этом случае глыба представлялась как нависающая судьбоносная угроза. Не случайно эпохальный альбом Deep Purple – In Rock («В скале»), 1970 года, который знаменует эпоху тяжелого рока (дословно «тяжёлой глыбы»), высечены участники группы в скале. Но самое интересное, что высечены они по аналогии с высеченными фигурами четырех президентов США в Южной Дакоте на той же горе Рашмор.
Вечность – камень, скала – и неотвратимость движения от этой скалы глыб не означает ли суровую неотвратимость демократии?
Одно ясно: многозначность, начиная со звукового сгущения ударных сонорных – «R» и «L», позволяла внести любой смысл в рок-н-ролл. Даже если изначально смыслов не было, их привносили позже путём разнообразных ассоциаций. Но в этой многозначности была доминанта – наезд сверху каменных глыб, смысл, который без политического компонента попросту не может существовать.

Нам представляется необходимым расширить представление о влиянии рок-музыки на политический и социальный процесс, чтобы поставить вопрос об ответственности и исполнителей и продюсеров. Если вы делаете песню «Революция», то сразу квалифицируетесь не как музыкант, а как политик. Нет запретов – есть определения. Когда пишется «Интернационал», то политики делается больше, чем эстетики. Почему же рок-музыка вне этого определения. Ведь если сейчас молодой человек будет слушать фашистские марши, то ему поставят на вид и привлекут, а если сейчас аналог звучит с экрана?
Продюсеры говорят: как только перед художником ставится вопрос об ответственности, искусство умирает. Мы думаем так, что если искусство стремится к безответственности, то кому оно нужно? А если некоторые «искусства» несут угрозу, то нам придётся поставить вопрос о принудительной ответственности. Обратим внимание, мы не говорим о форме ответственности, мы говорим хотя бы об идее ответственности, потому что людям искусства она кажется дикой. Но нам, слушателям, нет, совершенно не дикой. Если человек пишет песню и кайфует, то это совершенно не значит, что тот, кто её слушает, не корёжится от отвращения. И кто прав? Почему если кто-то отравит другого ядом, отравителя волокут в суд, а за то же самое от искусства дают премии?
Ответственность рок-поп-музыканта встала на повестку дня. В чём она выразится – вопрос второй. Хотя бы поставить вопрос об этом.

Источник: konservatizm.info

Последние публикации в категории «Научно-консервативная школа»:
spacer
28.05.2014, ОК!-TV – СЕМИНАР ПО КОНСЕРВАТИЗМУ В РАНХИГС (ОК!-TV)
spacer
28.05.2014, ПОИСК ИДЕОЛОГИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ (О. Платонова)
spacer
05.05.2014, КАК БЕРК ПЕРЕФОРМАТИРОВАЛ РЕВОЛЮЦИОНЕРА ШИЛЛЕРА (Д. Девяткин)
spacer
16.12.2013, ГРУШЕВСКИЙ: СЕМИОТИЧЕСКАЯ ДИСКРЕДИТАЦИЯ ГРИВНЫ (К. Артамонов)
spacer
20.06.2013, БЁРК ДЛЯ НАУКИ (И. Федоров)
spacer
08.06.2013, ТЮРГО: МЕЖДУ ЛИБЕРАЛИЗМОМ И КОНСЕРВАТИЗМОМ (С. Жилин)
spacer
25.05.2013, МАРКА ИЛИ STAMP? (М. Вершинин (Санкт-Петербург))
spacer
23.05.2013, ОЧИЩАЕТ ЛИ РЕВОЛЮЦИЯ? (Д. Зеленин)
spacer
14.05.2013, АКСИОМА НЕМЕЦКОГО КОНСЕРВАТИЗМА (Е. Сытых)
spacer
26.04.2013, БЁРК И КОЛЛИЗИЯ СОБСТВЕННОСТИ (К. Северов)
spacer