04.02.2013, А. Бурухина, участник «Перспективы» Общественное движение «Перспектива». Наши проекты -> «Эстетическая безопасность РФ» Печать
Увеличить
100 ЛЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНИМАЦИИ. И ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО!
spacer
Воспитательный эффект мультипликационных фильмов отмечают первые люди страны. Так, Владимир Путин, будучи ещё премьер-министром, в 2011 году сказал: «Хороший мультфильм — или полноформатный, или короткий — может заменить десятки талантливых педагогов. Потому что при правильном прокате его смотрят миллионы. И если это талантливая вещь, талантливое произведение, то, безусловно, он закладывает самые важные, самые нужные фундаментальные основы в сознание, мировоззрение ребенка»1. 2012 год для отечественной анимации был юбилейным – ровно 100 лет назад в России вышел первый анимационный фильм – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» Владислава Старевича, премьера которого состоялась 26 марта 1912 года (8 апреля по новому стилю). Эта работа, длительностью чуть более 12 минут, имела большой успех и у российских, и у зарубежных зрителей.
Празднование этой круглой и важной для нашего народа даты длилось весь год: зрителям показывали отечественные мультфильмы в кинотеатрах, были проведены фестивали анимационных фильмов, в Москве прошёл первый мультипликационный форум "Страна мультфильмов", должен выйти справочник «Российская мультипликация в лицах и шедеврах». В результате опроса определена «Золотая сотня» российской анимации – самых лучших и популярных мультфильмов первого столетия. Лидер списка – фильм «Жил-был пес», режиссёром которого является Эдуард Назаров.
Очевидно, что задачей организаторов всех мероприятий по празднованию круглой даты была популяризация отечественной мультипликации среди детской и молодежной аудитории. И главное, есть что популяризировать! Наша страна за 100 лет создала мощную анимационную школу и множество мультипликационных шедевров, великолепных как по художественной части, так и по озвучиванию, содержанию и т.д. Так, например, бессмертными мультфильмами, которые могут быть образцами мультипликации, являются ожившие в 40-50 годах прошлого века сказки «Конёк-горбунок», «Цветик-семицветик», «Кем быть?», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Мойдодыр», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Заколдованный мальчик», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Приключения Буратино», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». С этими мультфильмами связаны имена таких знаменитых режиссеров-мультипликаторов, как Александра Снежко-Блоцкая, Михаил Цехановский, Дмитрий Бабиченко, Ольга Ходатаева, Иван Иванов-Вано и др.
С гибелью Союза закончилась и советская мультипликация. Возрождение же отечественной анимации связывают с появлением таких фильмов, как «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) и сериала «Смешарики» (2004 год). Но это уже другая школа. Хотя цикл про богатырей студии «Мельница», а также такие анимационные фильмы, как «Князь Владимир», построены на коренных для нашего народа образах и обращены к истокам нашего народа, это всё же в большой степени именно современные коммерческие мультфильмы со всеми вытекающими.
Коммерческий успех мультфильма – неизбежный в современном мире критерий, поскольку зритель голосует рублём, но этот критерий не должен быть единственным. Это первое коренное отличие современных анимационных фильмов и советских. Второе существенное отличие следует из первого – фильмы ориентированы на разновозрастного зрителя, а не на детскую аудитория. Также со всеми вытекающими.
Тем не менее, отечественная современная анимация возрождается, набирает обороты и вполне успешно конкурирует с зарубежными фильмами, конечно, пока не по количеству выпущенных на экраны лент, но по качеству точно. Причём как по эстетике, так и по содержанию. Та же студия «Мельница» в последние годы создала мультипликационный сериал «Барбоскины» про семейство собак, состоящее из родителей и пятерых детей. Сам факт, что фильм про многодетную семью, уже говорит о его качестве. Плюс хорошая графика; современные проблемные ситуации, в которые попадают герои; ненавязчивая, но прозрачная и понятная детям поучительность. Такие качественные по форме и содержанию мультфильмы нужны!
У отечественной анимации на данный момент много трудностей и проблем. Но уже со столетней историей можно смело смотреть вперёд. Перед отечественной анимацией много задач на второе столетие её существования. Одна из главных задач – возродить национальную анимацию, основанную на отечественной эстетической школе, несущую высокие образцы отечественной культуры, воспитывающую граждан своей страны.


1 http://ru-animalife.livejournal.com/441058.html

Ещё публикации автора (А. Бурухина, участник «Перспективы»):
spacer
24.02.2013, ЧТОБЫ ДОРАСТИ ДО КЛАССИКИ
spacer

27.07.2012, ЕДИНОЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И РОССИИ
spacer


Последние публикации в категории ««Эстетическая безопасность РФ»»:
spacer
28.10.2017, Салют «Салюту-7»!
spacer
19.10.2017, Руки прочь от Гоголя! (А. Магнитова)
spacer
29.11.2015, У Тимати: «баклажан» вместо головы (А. Магнитова)
spacer
22.11.2015, Альтернативные СМИ: «Пределы роста» блогосферы (А. Магнитова)
spacer
06.06.2015, Современное искусство как инструмент разрушения национальных архетипов (РИСИ)
spacer
24.04.2015, Опера «Тангейзер» как зеркало общественного самосознания
spacer
18.04.2015, Батальон (А. Магнитова)
spacer
04.02.2015, Супершерлок или Шерлок-человек? (А. Магнитова)
spacer
15.01.2015, Грибоедов и его горе (А. Поварнин)
spacer
17.01.2015, Год литературы в Челябинске начался с нового героя (С. Белковский)
spacer