14.04.2010 Челябинск – космический Печать
«ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ПРИНАДЛЕЖИТ ГОСУДАРСТВУ»
spacer
Валерию Петровичу Шефферу не позволили похоронить родного брата в Челябинске. Космонавт Юрий Шеффер покоится в Жуковском среди своих коллег на огромном кладбище покорителей бескрайнего неба. Это специализированное кладбище само как памятник истории отечественной авиации и космонавтики. Чтобы преодолеть притяжение земли, человечеству пришлось отдать лучших.
Юрия Шеффера любили. Он был душой компании, обаятельный, спокойный, улыбчивый. Летать – дальше и выше – мечтал с детства, то есть всегда. О полетах в космос – сразу, когда СССР вывел на орбиту первый спутник. Окружающие не сомневались, что так и будет: в нем ощущалось призвание. Юрия не интересовали бытовые вещи. Он искренне восхищался строительной специальностью младшего брата Валерия и был убежден, что построить дом сложнее, чем осуществить космическое путешествие. Будучи заслуженным летчиком, больше всего боялся пенсии. «Ничего, будешь учиться ходить!» – подшучивал брат.
Он мог стать космическим первопроходцем в проекте «Буран», Гагариным современности, к полету в космос был подготовлен полностью. В 1988 году состоялся удачный запуск «Бурана», который прошел без экипажа, в автоматическом режиме. Руку на пульте управления полетом держал Юрий Шеффер.


Э. Китаева, «Челябинский рабочий», 12.04.2003
КРЫЛЬЯ ДЛЯ «БУРАНА»
spacer
Челябинец Юрий Шеффер учил летать первый отечественный челнок

Большинство челябинцев думает: "Наш город далек от космонавтики". Есть в области предприятия, работающие на авиацию и космос. Но чтобы был свой космонавт...
Между тем в Челябинске учился и жил человек, имевший к космическим полетам прямое отношение. Его имя – Юрий Шеффер, заместитель начальника комплекса Летно-исследовательского института имени Громова, пилот, которого ставили в пример даже бывалым летчикам. Это он вместе со своими товарищами и коллегами поднимал в небо отечественный челнок – корабль многоразового использования "Буран".


..."Стану космонавтом", – заявил он, уже совершая первые полеты на тренировочных самолетах в Челябинском аэроклубе. И никто не удивился и не усомнился, что выйдет все по его жизненному плану. "Юра был не просто одним из равных, – объяснял инструктор авиашколы А. Белоусов. – Он был лучшим".
Закончив с отличием Качинское авиационное училище, Шеффер подал документы в школу летчиков-испытателей, однако подвело немецкое происхождение. Но это его не остановило. Написал письмо председателю Совмина Николаю Косыгину. Какими коридорами и кабинетами возвращался ответ из аппарата правительства – не известно, но его зачислили.
Потом окончил Московский авиационный институт и был направлен в распоряжение ОКБ имени Туполева. Освоил более 60 типов летательных аппаратов – гражданских и военных, больших и малых. Поднимал в небо истребители, стратегические бомбардировщики, гидропланы. Работая в Жуковском, установил 18 мировых рекордов, налетал около 8000 часов. В переводе на "земное измерение" – отработал в воздухе 1000 смен. Это около трех лет воздушного стажа.
Неоднократно бывал в переделках, из которых, казалось, невозможно выйти без потерь. Но выходил. "Не героизм – удел профессии, – переосмыслил летчик свои ранние представления, – а мастерство и знание законов пилотирования".
При испытании аналога ТУ-134, полет которого проходил в сложных метеоусловиях, когда под шасси не видно земли, при заходе на посадку отказали основные приборы пилотажно-навигационного комплекса. Находясь на предельно малой высоте, Шеффер сумел произвести аварийную посадку, сохранив жизнь экипажу. Он вообще был способен почти вслепую сажать любые машины, и это не преувеличение. Отрабатывал посадку даже с зашторенными бортовыми стеклами.
"Каждый считал за честь быть с ним в одном экипаже, – вспоминал брат летчика Валерий Шеффер. – И он очень гордился тем, что ему так верят. Он был беспредельно влюблен в дело, для которого был создан. Земля – не его стихия, он – с неба..."

УЛИЦА ИМЕНИ...
Шеффер тяжело переживал закрытие программы "Энергия-Буран". По распоряжению руководства Летно-исследовательского института имени М. Громова воздушному асу пришлось заниматься коммерческими перевозками. Но более всего он сожалел, что бесценный опыт, накопленный во время испытаний "Бурана", некому передать, а потому новым поколениям испытателей, возможно, многое придется начинать с нуля. Он так и сказал на съемках документального фильма об истории отечественной космонавтики: "Мы подходим к такому моменту, когда связь времен может оборваться. Тогда стране придется ждать второго Гагарина, который опять впервые будет покорять космос". Искренне считал так в конце 90-х, когда еще был жив.
Он навсегда улетел от нас накануне своего 54-летия. Заслуженный летчик-испытатель и Герой России умер внезапно, готовясь к очередному полету. Видимо, на каком-нибудь небесном маршруте срочно понадобился пилот экстра-класса...
Его именем назвали один из самолетов авиакомпании ЛИИ имени Громова. Похоронили в Жуковском. А на малой уральской родине Героя России не знают... Но сам Юрий Шеффер, облетевший по воздуху полсвета, больше всех других мест любил и почитал свой родной Челябинск. Коллеги вспоминали: любой приказ отправляться за Уральский хребет он воспринимал как удачу, за ним были закреплены все полеты в южноуральскую столицу, этих свиданий с домом, родными, друзьями детства его не хотели лишать. Когда "железный занавес" был разрушен, и тысячи российских немцев стали собираться на постоянное место жительства в дальнее зарубежье, он говорил брату: "Не смей уезжать из Челябинска в Германию".
Говорят еще, что Юрий Шеффер любил повторять: "Челябинск будет мною гордиться". Значит, это имело для него значение, хотя подобные слова всегда можно перевести в шутку. Но в глубине души, наверное, он верил в это и хотел этого. …Сейчас в челябинской школе N 92, где учился Юрий Шеффер, хотят организовать небольшой музей или, по крайней мере, оформить экспозицию. А родственники его уверены: родившийся и живший в Челябинске Герой России не менее, чем Джон Леннон, заслуживает, чтобы память о нем увековечили в названии одной из улиц.

ШЕФФЕР ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ
Родился в Челябинске 30 июня 1947 года в трудовой семье. Этапы профессии: военный летчик-истребитель, военный летчик-инструктор. Школа летчиков-испытателей, летчик-испытатель ОКБ им. А.Н.Туполева, летчик-испытатель-космонавт для проведения испытаний многоразового космического корабля «Буран». Такими ступенями на 60 типах самолетов Юрий Петрович поднимался в небо и стремился в космос.
В Летно-исследовательский институт Юрий Петрович пришел зрелым испытателем, за плечами которого были испытания самолетов Ту-95М, Ту-22М3, Ту-144, Ту-160 и сложные исследовательские работы по распознаванию отказов и выработке рекомендаций по действиям пилотов в аварийных ситуациях.
Работа в отряде космонавтов-испытателей заставляла учиться и летать с нагрузкой, которая превосходила привычную нагрузку летчика-испытателя во много раз. Несмотря на это, Юрий Петрович находил возможность облетывать и сверхлегкие летательные аппараты. У Юрия Петровича их было более 150 типов.
Работа по решению межправительственной Российско-Американской комиссии на самолете Ту-144ЛЛ, которая не имела аналогов в мировой авиации и составила базу для создания новых сверхзвуковых самолетов XXI века в России и США.
Юрий Петрович Шеффер достойно представлял отечественную авиационную технику на международных аэрокосмических салонах в странах Европы, Азии и Америки. Он был членом международной ассоциации летчиков-испытателей.
Заслуги Юрия Петровича Шеффера был отмечены Правительственными наградами: званием «Заслуженный летчик-испытатель СССР» в 1990 году, орденом «За личное мужество» в 1991 году, званием «Герой Российской Федерации» в 1998 году.

Последние публикации в категории «Челябинск – космический»:
spacer
31.03.2015, Челябинский ответ космосу (А. Магнитова)
spacer
10.11.2014, С небес – на Землю: Максим Сураев и его космические товарищи проработали на орбите около 170 суток (С. Белковский)
spacer
28.05.2014, МАКСИМ СУРАЕВ: НОВЫЙ ПОЛЕТ В КОСМОС (С. Белковский)
spacer
14.04.2014, ТУРНИР В ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ (А. Холопов)
spacer
23.04.2014, «ЛЕТО ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЬ» ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ВСФ-УРАЛ НАМЕТИЛ ПЛАНЫ (ВСФ-Урал)
spacer
24.04.2014, МАКАРОННАЯ ГАЛАКТИКА В ТЕЛЕСКОПЕ ИЗ КАСТРЮЛЬ КАК ПРИГОВОР СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ (О. Платонова)
spacer
17.04.2014, ЮРИЙ ГАГАРИН В ПЕКИНЕ (Я. Ратникова)
spacer
15.04.2014, ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ КОСМОСА (Я. Ратникова)
spacer
26.04.2011, ЕСТЬ С КОГО БРАТЬ ПРИМЕР (Т. Быкова)
spacer
03.07.2012, УЛИЦА КОСМОНАВТА ШЕФЕРА В ЧЕЛЯБИНСКЕ! (В. Миронова)
spacer